Илья Фаминцын - известный фотограф в исторической реконструкции, член Ассоциации фотографов EURASIA, лауреат и победитель российских и международных фотоконкурсов, арт-директор издательства Олимп-бизнес. Режиссер. Илья проводил мастер-класс по фотографии в Бахчисарае в арт-пространстве «Фрэзи Грант». Полдня насыщенного творчества, общения и разговоров о фотографии и жизни из которого получилось интервью с фотохудожником.
- Илья, в Бахчисарае ты не первый раз, с ним многое связано... Расскажи немного о том, как развивались твои отношения с городом?
- Бахчисарай для меня открылся в первый раз во время пеших походов по Крыму. Затем съемки в фильме про историю Крыма, где я играл Потемкина. Съемки проходили в Ханском дворце и окрестностях. Когда мой хороший друг, известный художник Михаил Лейкин с женой переехал в Бахчисарай, я сразу понял, что нужно сделать что-то красивое и художественное. Ведь сама природа и исторический контекст идеально к этому располагают. Особенно я хотел застать маки. Все сложилось идеально, я сделал огромное количество кадров. Бахчисарай покорил меня в очередной раз, и я уверен, что вернусь вновь и вновь смотреть на красоту и доносить ее в фотографии.
- У тебя много исторических фото, откуда такая любовь к истории и реконструкции?
- С детства я изучал историю России через историю своего рода. Дед передал мне часть дворянского воспитания, его дух. Один из первых исторических выездов был в 1993 году на день исторического бульвара в Севастополе. Я помню, как нам кричали: «Почему Москва бросает Севастополь? Боритесь за нас!» Тогда я не понимал этих слов до конца. Но уже через несколько лет все стало окончательно ясно. Но это потом... Тогда мы были на реконструкции в Севастополе. Мы проходили парадом. Я стоял в оцеплении и потом принимал участие в параде. Нас принимали на кораблях, и ощущалось напряжение неизвестности...
Для меня изучение жизни прошлых веков, понимание быта, этикета, танцев - это познание подвига, чести и веры. И конечно красоты. Мода циклична и в современных решениях можно увидеть символы прошлых времен. Изучая фотографии 19-20 веков, я вижу истоки композиции, света, оформления работ. Это огромный пласт, который также влияет на современную фотографию. Это базис.
- Можно ли в вкратце несколько советов тем, кто хотел бы заниматься фотографией?
- Я делю фотографов условно на две части. Первые ищут в сложившейся ситуации лучший момент съемки и эмоций. Вторые сами делают сюжет своего кадра. Первые берут камеру и идут в мир, разыскивая тот самый кадр. Вторые идут в студию или делают сцену из того, где они находятся, и управляют процессом, делая серию дублей. Каждый подход ценен и каждый силен в своем. Возможно и их сочетания. В идеале кадр должен отвечать на вопросы: что было до этого, что происходит сейчас, что будет потом. Тогда в одном кадре вы получаете историю. Ищите истории, ищите кадры, в которых есть жизнь, если вы снимаете жизнь. Придумывайте истории и ставьте их как на сцене, подбирайте образы и антураж, если вы хотите работать в постановочной фотографии. Все пути в фотографии открыты и ждут своих путников.
Поставьте себе лимит на съемку. Например, 36 кадров. И пусть каждый кадр будет ценностью. Пусть в каждом кадре будет смысл. Ведь в итоге мы выкладываем не так много по-настоящему хороших фотографий. Ценность одного кадра - велика.
Когда я снимаю репортаж, то я стараюсь что бы были ответы на вопросы: где происходит? Тут мы делаем кадр - заявочный план. Это или вывеска или дом, где происходит событие. Часто это общий план.
Что происходит в кадре? Мы делаем кадры с пониманием процесса. Роспись в загсе, открытие нового объекта, свидание. Ищем самые образные кадры, которые это донесут.
Кто важен? Ищем и выделяем главных действующих лиц. Детали, эмоции. Чтобы репортаж был интересен, нужны разные планы съемки.
И если первый вопрос - это общий план, второй вопрос - это средний, то детали усилят репортаж. И в 5-10 кадров уместится целая история!
Беседовала Светлана Никитина
Фото из личного архива Ильи Фаминцына