6 мая 2024

Красота, дарующая счастье

Прекрасные украшения, светящиеся изнутри броши, манящие волшебством светильники, красота, от которой нельзя отвести глаз - творчество прекрасной Сайде Джаппаровой. Ее имя означает «счастливая, отмеченная знаком счастья», и эта энергия счастья передается каждому, кто видит эти произведения искусства.

Сайде Джаппарова из потомственной семьи преподавателей. По образованию она - пианистка и хоровой дирижер. 25 лет женщина посвятила воспитанию юных музыкантов и вокалистов, и продолжает это делать и сейчас. В Крыму она с 1997 года, переехала с семьей из Узбекистана. Здесь она поступает в Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова, идет в магистратуру и после окончания остается работать на кафедре. Сейчас Сайде Джаппарова преподает в Университете, является руководителем женского хора и ансамбля «Къырым къызлары», организатором Олимпиады по музыке, создателем образовательной программы для будущих дирижеров, а также идейным вдохновителем и организатором вокального конкурса «Алтын Сеслер», который проходит уже седьмой год в Крыму. И при этом всем она создает прекрасные украшения, коллекцию за коллекцией, которые вот уже больше года радуют женщин всего полуострова и не только. На вопрос: «Когда вы успеваете заниматься творчеством, она отвечает коротко: «По ночам».

Изготовлением украшений Сайде стала заниматься относительно недавно, в 2023 году. Вдохновила ее на это ее дочь Фериде, художница по образованию, которая начала заниматься смолой. «Я смотрела, чем дочь увлеклась и была самым первым критиком её работ. И вот как-то так сложилось, что попробовав однажды, я не смогла удержаться, и начала заниматься этим творчеством тоже».

За год и четыре месяца Сайде сделала несколько коллекций, более тысячи изделий. Увлечение захватило ее так сильно, что она создавала все новые и новые шедевры ночами напролёт. Сначала это были небольшие изделия из смолы, с сухоцветами, и затем крупные, такие как кофейные и чайные столики. По словам Сайде, она стала первым мастером в Крыму, кто работал с крупными формами в подобной технике. И первым излюбленным образом Сайде стали гранаты, образы которых в восточной культуре считаются символом плодородия, изобилия, богатства.

В коллекции мастерицы можно и сейчас увидеть этот прекрасный символ в образе брошей, кулонов, подставок под чашки, подвесок в автомобиль и колец самых разных размеров. Причем для изготовления подвесок в машину Сайде использует натуральные камни.

«Солнечные лучи проходят насквозь украшения и искрятся, - рассказывает Сайде, - создается иллюзия что внутри настоящие зерна граната. Я применяю натуральные камни в своих изделиях, и камни граната в том числе».

После коллекции «Гранаты» на свет появилась ювелирная серия «Каменная роза». Потом в черном цвете была коллекция «Затерянный мир», после -«Вечная любовь», оригинальность которой была в том, что мастер создавала украшения с натуральными орхидеями.

Основной чертой мастера Сайде считает насмотренность, но не копирование чужого.

«Любой мастер не должен копировать работы других, - говорит Сайде, - он должен искать своё лицо. Это мой девиз: у каждого мастера должен быть свой авторский стиль, как у композиторов, музыкантов. Мы всегда узнаём произведения Рахманинова, или Баха, или Моцарта, потому что у них свой собственный стиль, непохожий ни на какой другой. Да, они написаны в стиле той эпохи, в которой жили и творили данные композиторы. Я также стараюсь быть в тренде, в теме тех модных тенденций, которые сегодня актуальны, но при этом сохранять свой авторский стиль. И поэтому мои вещи узнаваемы. В любом месте, я увижу человека, на котором моё изделие. Я его узнаю из тысячи любых других. И люди тоже узнают, говорят, да, это Сайде Артнар. Это мой бренд, можно сказать, который я создала».

На вопрос о планах Сайде с улыбкой отвечает: «Огромные планы, дай Бог найти время. Но всё, что я делаю - я делюсь настроением. Я не знаю, не было такого дня, чтобы я без настроения садилась за работу. Иначе я не создала бы за такой короткий период столько изделий. И моя дочь говорит, мама, что все поражаются моей производительности и еще широкому спектру изделий, которые я делаю, потому что мастера, делают, как правило, что-то одно - изделия из смолы, часы, картины. А я делаю все - подстаканники, броши, кулоны, изделия вообще из камней натуральных, из смолы, изделия с сухоцветами, большие картины, и еще расписную посуду, витражную роспись».

Сайде действительно делает очень много. В этом можно убедиться на ярмарках, в которых она участвует, радуя женщин красотой, она помогает им украшать себя и этот мир. На ее столиках изобилие очарования и изящества.

Мастерица делает украшения с натуральными камнями и цветами, использует жемчуг, платину и золото, использует фурнитуру, как в дорогих магазинах, чтобы у девушек чувствительных к металлам не было аллергии. Также мастерица делает «Шамиль» - это картины, на которых изображены выдержки из текстов священной для всех мусульман книги - Корана. В коллекции изделий Сайде также есть витражная посуда, которой можно пользоваться в быту, подстаканники, светильники, посуда, расписанная вручную крымско-татарским орнаментом в национальной технике. Ее изделия могут носить и молодые девушки и женщины солидного возраста. Самой Сайде сейчас 49 лет, чего не скажешь, конечно. Она носит свои украшения и демонстрирует их в социальных сетях, выступая моделью своего бренда.

Видя чудесные работы, Сайде часто спрашивают о мастер-классах, но технология работы со смолой очень непроста. Условия техники работы со смолой таковы, что работать можно только в маске и не рекомендуется детям младше 18 лет. Также работа над одним изделием не ограничивается несколькими часами, и даже одним днем.

«Работа поэтапная, и для полной полимеризации нужно пять-семь дней, - делится женщина, - застывает смола по-разному. Поэтому работа над самыми простыми украшениями проходят четыре этапа, которые длятся не один день, что неудобно для мастер-классов».

Ее изделия есть и в Узбекистане, Германии, Америке и других странах. Люди покупают себе и в подарок, отправляют родственникам в другие страны и дарят близким людям.

«География моих изделий уже достаточно большая, - говорит автор, - для каждого мастера это очень ценно, потому что это показатель качества, а к качеству изделий я подхожу очень дотошно. Пока визуально изделие не понравится мне самой, пока я сама себе не скажу, да, вот такое бы я купила, я его не выставляю вообще даже на показ».

Мастерскую Сайде обустроила сейчас в комнате дочери, которая вышла замуж и уехала из родного дома, но в планах оборудовать отдельное помещение во дворе. Тем более, что Сайде собирается делать столы в своей излюбленной технике.

«У меня грандиозные планы, - делится она, - я хочу делать столы. Себе хочу сделать белый стол с натуральными цветами».

Ее энергии можно позавидовать, ее изделиями хочется любоваться бесконечно, и, глядя на них, невольно вспоминаешь изречение: «красота спасет мир». Видя красоту, появляется вера, что именно так и будет.

Светлана Никитина

Фото автора




Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum